Автомобильный бензобак не заметен глазу водителя, автолюбитель не часто задумывается над тем, куда заливается бензин и на сколько важна роль бака в топливной системе машины, но это не мешает топливным бакам стремительно развиваться.
Мы не удивимся, если узнаем, что среднестатистический водитель воспринимает топливный бак примерно как технологический эквивалент ведра. В современном мире с все более строгим регулированием выбросов отработанных газов в окружающую среду – что имеет непосредственное влияние и на бензобак – такое представление о нем не так уж далеко от истины. О том, из каких материалов состоит бензобак купленной нами машины и какое участие он может принимать в сохранении природы, мы не думаем, мы просто заливаем в него горючее.
Немного истории об автомобильных бензобаках
До 1971 года (когда Управление по охране окружающей среды США утвердило закрытые топливные системы), пары, выходящие из топливного бака, составляли значительную часть общего объема выброса углерода автомобилем. Сегодня же закупорка бака осуществляется путем временного хранения избыточных паров в угольном фильтре. Оттуда он периодически попадает в работающий двигатель, где сгорает вместе с топливом.
Но даже в закрытой системе небольшое количество топлива просачивается через бензобак или через примыкающую к нему систему трубок. Уровень таких «просачиваний» регулируется государством. Текущий уровень «просачивания», установленный Управлением по охране окружающей среды для легковых автомобилей, позволяет максимальную утечку вредоносных газов равную 95 миллиграммов в день, больше нельзя. Чтобы достичь частично нулевого уровня выбросов в окружающую среду, из топливного бака машины должно просачиваться лишь только 20 миллиграммов выбросов в день, то есть необходимо 79-процентное сокращение от текущего уровня выбросов, который установил законодатель. Тут кстати можно заказать ремонт пластиковых бензобаков недорого.
По этой причине, начиная с ранних 2000-х гг., в транспортных средствах с частично нулевым уровнем выбросов используются стальные, а не пластиковые топливные баки для их высокого сопротивления просачиванию. Но компания TI Automotive, которая поставляет гидравлические системы и оборудование практически каждому производителю автомобилей по всему миру (все, начиная от топливных баков и заканчивая компонентами для системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха), представила первый пластиковый бак, который экономит вес автомобиля и зарабатывает ему статус частично нулевого уровня выбросов. После их появления, многие автомобильные бренды захотели купить такой бензобак для своих новых моделей.
Пластиковые бензобаки — все за и против
Ключом к сокращению выбросов является то, что в топливных баках компании TI – которые впервые были «спущены на воду» в модели Ford GT модели 2005 года (компания купила эти бензобаки в виде эксперимента) – смещены все компоненты доставки топлива, которые были источниками самых значительных утечек, с внешней стороны бака вовнутрь. Кроме того, пластмасса, которая формируется вокруг других компонентов путем процесса, который компания TI называет «Корабль в Бутылке», имеет шестислойную конструкцию, разработанную специально для того, чтобы сократить утечку.
Компания TI говорит, что в 98 процентах европейских автомобилях на сегодняшний день установлены пластиковые топливные баки, против примерно 75 процентов в США. По сравнению с эквивалентным стальным резервуаром, TI утверждает, что их пластиковый бензобак на 20 процентов или на 2,3 килограмма легче обычного топливного бака. Это естественно не может положительно не влиять на нашу любимую экономию топлива, хотя из-за этой незначительной экономии мы не побуждаем вас бежать и срочно купить топливный пластиковый бак на свой автомобиль. Зато вот компания TI считает, что использование пластиковых емкостей должно носить более широкий характер в условиях роста стандартов экономии топлива, где на счету каждый дополнительный грамм веса автомобиля.
«Не все в порядке в датском королевстве»Высокотехнологичные топливные баки
Но, к сожалению, этот пластиковый топливный бак от компании TI еще не так совершенен, как кажется! Наиболее распространенные жалобы на этот бак, которые поступают в компанию, касаются нежелательного шума от всплесков топлива. То есть автолюбители, купившие автомобиль с таким топливным баком, жалуются на раздражающий шут от хлюпаний бензина в топливной емкости. В пример ставятся гибридные автомобили, которые теперь могут преодолевать большие расстояния, используя лишь одну гибридную силовую установку (электродвигатель), которая не производит абсолютно никакого шума. Для решения этой проблемы TI добавляет тщательно разработанные внутренние стенки бензобака, которые подавляют шум от всплесков.
Еще одной проблемой, с которой пришлось столкнуться компании, стало то, что когда в гибридных автомобилях бензиновый двигатель не задействован в работе, пары бензина, накопленные в угольном фильтре, не могут быть удалены. Таким образом, испарения заполняют топливный бак, и давление внутри него поднимается. Решение этой проблемы кроется в еще не выпущенной в свет новой технологии компании TI, способной решить вопрос с накоплением лишнего давления в баке. В TI нам сообщили, что у них уже имеются рабочие прототипы. Суть новой технологии заключается в том, что бензобаку добавляют (как на рисунке) прочность, такую же, как и у бака с двойными шестислойными стенками и решетчатой структурой между ними, что позволяет бензобаку выдерживать внутреннее давление в 7 PSI. При этом, экономия веса каждого из этих резервуаров высокого давления составляет 50 процентов по сравнению с герметичной стальной конструкцией.
Но, несмотря на все инженерные усилия, высокотехнологичные топливные баки так и остаются незамеченными водителями автомобилей. Они все также работают плавно, как и баки прежней конструкции. Поэтому большинство водителей и не задумываются о существовании такой важной части топливной системы в их транспортном средстве.