В 2015 году в Хатланской области Таджикистана местные власти принудительно сбрили бороды почти 13 тысячам мужчин. Кроме того, две тысячи жительниц региона добровольно отказались от ношения хиджаба. Сотрудники правоохранительных органов проводят агитацию против хиджабов и принудительное бритье бород в рамках продолжающейся кампании по борьбе со всем «чужеродным и не соответствующим таджикской культуре», передает «Русская служба BBC».
По информации издания, по всему Таджикистану сотрудники милиции задержали сотни тысяч бородатых мужчин. После установления личности и снятия отпечатков пальцев, задержанным насильно сбривали бороды.
По словам экспертов, в основе кампании против ношения бород и хиджабов лежит тезис о необходимости борьбы с радикализацией общества и сохранения светской формы правления.
«Не преклоняйтесь перед чуждыми ценностями, не следуйте чуждой культуре! Носите наряды традиционных расцветок и покроя, а не черную одежду, так как даже траурная одежда таджикской женщины была белого, а не черного цвета», — призывал ранее глава государства Эмомали Рахмон.
Жертвы насильственного сбрития бороды пожаловались журналистам на то, что были избиты сотрудниками правоохранительных органов. Одной из жертв брадобреев в милицейской форме стал Джовди Акрамов. Наряд, подъехавший на машине, задержал Акрамова вместе с его семилетним сыном возле его собственного дома и доставил в райотдел милиции.
«Там в грубой форме меня стали отчитывать за ношение бороды, называя салафитом, радикалом, врагом народа. Не скупились и на откровенный мат, оскорбляли религию и тех, кто ходит в мечеть. А потом двое держали за руки, а один сбрил мне половину бороды», — вспоминает мужчина.
Самым громким аналогичным случаем стал трагический инцидент, произошедший летом прошлого года с Умедом Бободжоновым из Вахдатского района Таджикистана. Молодого человека, студента юридической академии Санкт-Петербурга, жестоко избили милиционеры, задержавшие его за ношение бороды.
Молодой человека в состоянии комы попал в больницу и скончался через несколько дней, не приходя в сознание. Сразу после того, как об этом случае стало известно прессе, глава МВД Таджикистана Рамазон Рахимзода заявил, что возьмет расследование под свой контроль. А заместитель начальника отдела министерства внутренних дел Таджикистана по городу Вахдат Алишер Абдурасулов сообщил еще 31 августа, когда Умар был жив, что «лицо, которое нанесло ему пощечину, обязательно будет наказано».
Вскоре после этого в окрестностях Душанбе было совершено вооруженное нападение на милицейский участок, в результате которого погибли четверо стражей порядка. По одной из версий, к преступлению причастны друзья или родственники студента Бободжонова, однако в МВД эту версию опровергают.
По официальным данным, 99% жителей Таджикистана исповедуют ислам. Большинство мусульман страны, за исключением небольшой общины шиитов-исмаилитов Горного Бадахшана, являются суннитами ханафитского толка, напоминают журналисты.
В начале 2015 года в Таджикистане началось негласное преследование бородатых граждан. К настоящему времени уже сотни человек пожаловались, что им принудительно сбрили бороду. Некоторым угрожали штрафными санкциями в размере 150 сомони (24 долларов), если они добровольно не сбреют бороду.
МВД Таджикистана отрицало свою причастность к этой кампании, заявив, что руководство ведомства не давало распоряжений по данному вопросу, сообщало «Радио Озоди».
В конце апреля заместитель министра внутренних дел Таджикистана Икром Умарзода сообщил, что двое сотрудников милиции были наказаны за насильственное сбривание бород у граждан. Один из этих сотрудников работал в Согдийской области, другой — в районах республиканского подчинения. Он отметил, что сотрудники милиции были наказаны на основании жалоб, поступивших от жителей.
По мнению экспертов, данные действия силовиков свидетельствуют об обеспокоенности властей ростом экстремистских настроений в обществе, вступлением молодежи в ряды экстремистских группировок и ростом террористических угроз, в том числе связанных с появлением запрещенной в РФ террористической группировки «Исламское государство» (ДАИШ).
В тоже время правозащитники называют принудительное сбривание бороды и борьбу с ношением «чуждой одежды» вмешательством в личную жизнь граждан.
Напомним, что в 2012 году Совет улемов Таджикистана, в котором состоят видные исламские священнослужители, решил установить в республике нормы внешнего вида мусульман. Так, в частности, женщинам-мусульманкам рекомендовано носить хиджаб, а мужчинам — бороду, причем ее размер строго определен: величиной она не должна превышать кулак.
Улемы сослались на заветы ханафитского мазхаба — одной из четырех богословско-правовых школ суннитского ислама, к которой принадлежит большинство мусульман Центральной Азии. При этом они подчеркнули, что решение принято по предложению комитета по делам религии при правительстве Таджикистана, где прокомментировать нововведение не захотели, сославшись на чрезвычайную занятость. Однако общественность республики правила внешнего вида взбудоражили, особенно в отношении бороды.
Ранее бороды стали объектом пристального внимания представителей правоохранительных органов, которые, видимо, рассчитывали таким образом выявить исламских фундаменталистов. Во всяком случае на бородачей устраивали облавы. Размер при этом роли не играл, как это всегда было у таджиков. Эксперты нашли исторические примеры. Например, на портретах знаменитого средневекового поэта Фирдоуси он запечатлен с довольно длинной бородой, величина которой в один кулак явно не укладывается.
Между тем по мнению, которое высказал тогда журналист одной из таджикских газет Шухарт Шодиев, «носить бороду или не носить — это личное дело каждого человека». «Когда кто-то пытается это регламентировать — это уже абсурд. Мы живем в демократическом обществе и, в конце концов, в XXI веке», — сказал он.
Наблюдатели отметили, комментируя решение Совета улемов, что оно противоречит светским законам. В 2010 году Министерство образования Таджикистана распространило приказ, запрещающий носить мужчинам бороду до достижения 50 лет. Ходить с бородой разрешалось только пожилым преподавателям при условии, что борода не будет превышать трех сантиметров. Это распоряжение продолжает действовать.
По мнению политолога Рашида Гани Абдулло, подобные крайности способны только вызвать раздражение. «Появись сегодня академик Курчатов у дверей наших вузов, его не только не пустили бы за порог, но еще и вызвали бы милицию. Та же участь, наверное, ждала бы Менделеева, академика Бартольда или, скажем, Садриддина Айни. Не знаю, может быть, такие решения принимаются от безысходности. Но явно они особых симпатий вызвать не могут», — отмечал он.
А по словам эксперта в области вопросов религии Абдулло Рахнамо, вопрос бороды из эстетической проблемы в Таджикистане вырос в политическую. Защитники светских традиций в лице властей воспринимают бородачей как представителей оппозиционных для них исламских групп — в частности, активистов Партии исламского возрождения Таджикистана.
«Борода ничем не может помешать светскости или светскому образу жизни. Давайте вспомним, что представители светской политической мысли Маркс, Энгельс и Ленин были бородачами. Но сегодня в Таджикистане ношение бороды означает усиление представителей другого политического лагеря, в данном случае исламского. На такой маленький атрибут формируется политическое видение», — заявил Рахнамо.
Известно, что бороды в Таджикистане носят сегодня в основном старики и представители духовенства. Правда, в последнее время и среди предпринимателей выросло число бородачей. А вот в государственных учреждениях бороды не в почете. Эксперты однако были уверены, что решение Совета улемов так и останется на уровне рекомендаций, поскольку представить себе механизмы выполнения постановления священнослужителей о размере бороды почти невозможно.