Главным связующим звеном между дорогой и автомобилем, безусловно, являются шины. И от того насколько правильно они подобраны и установлены, очень сильно зависит управляемость, и как следствие, безопасность автомобиля.
Подавляющее большинство всех современных легковых шин — бескамерные и с радиальной конструкцией каркаса.
В конструкции каркаса радиальной шины нити располагаются параллельно друг другу, то есть не пересекаются как в диагональной конструкции.
Протектор шины делится на:
Направленный;
Ненаправленный;
С асимметричным рисунком.
Направленный рисунок протектора шины
Такой рисунок протектора позволяет быстро и эффективно отводить воду из площади контакта шины с асфальтом, а вследствие этого повышается устойчивость и управляемость автомобиля. Тут кстати можно купить шины в Тобольске недорого.
На шинах с направленным рисунком всегда присутствует маркировка в виде стрелки с надписью «Rotation», которая указывает на направление вращения колеса. Такие колеса нельзя переставлять с одной стороны машины на другую без снятия шины с диска. Основным отличием таких шин от обычных состоит в том, что они уменьшают эффект аквапланирования. Эффект аквапланирования возникает, когда вы, например, на большой скорости въезжаете в лужу или едите по залитому водой участку дороги. В этот момент между колесом и дорогой образуется водная прослойка, колесо начинает скользить по поверхности воды и теряет контакт с дорогой. Автомобиль становится неуправляемым, что часто приводит к аварийным ситуациям.
Направленные шины показывают великолепные характеристики. Единственный недостаток направленных шин, это невозможность перестановки (без перебортирования) колеса с левой стороны — на правую. И поэтому, в случае прокола, велика вероятность того, что та «запаска», которую вы возили, не подходит для замены, т. к. проколотая шина относится к другой стороне.
Вообще лучше возить с собой «запаску» с симметричным рисунком протектора, она универсальна. А если рисунок протектора на запасной шине направленный, то лучше устанавливать шину на колёсный диск для правой стороны. По статистике правые колёса более подвержены проколам и повреждениям чем левые. Справа больше ям, грязнее и любой выезд на обочину (особенно на большой скорости) может закончиться проколом.
Ненаправленный рисунок протектора шины
Что касается ненаправленного рисунка протектора, то здесь не требуется какой-либо определенной установки. Такой протектор является универсальным, в следствии чего являются самыми доступными по цене и часто устанавливаются на автомобиль еще на конвейере завода.
Асимметричный рисунок протектора шины
Протектор асимметричных шин состоит из двух частей с разным рисунком. Правая часть — «дождевая», левая — «сухая», либо наоборот. В асимметричных шинах боковина внутренней и внешней стороны имеет разную степень жесткости. Так как внешняя сторона испытывает высокую нагрузку (особенно в поворотах), разная жесткость в такой шине повышает сцепление с дорожным покрытием.
Маркировки Outside и Inside (либо Side Facing Out и Side Facing Inwards) всегда присутствуют на асимметричных шинах. Такие маркировки указывает на внешнюю и внутреннюю сторону шины. После правильной установки на внешней стороне резины должна быть видна только надпись Outside или Side Facing Out. Асимметричные шины могут быть как с направленным, так и с ненаправленным рисунком протектора.
Шины с низким профилем (низкопрофильные)
Низкопрофильные шины очень популярны у водителей предпочитающих динамичный стиль езды. Серия, т. е. отношение высоты профиля к ширине, на такой шине не превышает 55% (195/55, 205/50, 225/45 и т. п.)
Низкопрофильная резина улучшает управляемость автомобиля за счет большего сцепления с дорогой. Такие шины позволяют сократить тормозной путь и улучшить разгон. Из-за низкого профиля и ярко выраженного спортивного характера такая резина менее комфортна не только в смысле плавности езды, но и обладает повышенной шумностью.
Низкопрофильные шины очень привередливые. С такой резиной лучше выбирать ровную дорогу, так как при наезде даже на незначительные неровности возникает риск повреждения диска. Бездорожья и высоких бордюров с такими шинами лучше избегать.
Беспрокольные шины (шины Run Flat)
Наверняка вы встречали шины с маркировкой Run Flat (Run on Flat). Это и есть беспрокольные шины. Усиленная конструкция боковин шин с технологией RunFlat позволяет проехать 80–160 километров при скорости до 80 км/ч, то есть спокойно доехать до ближайшего шиномонтажа без замены колеса на запасное, в то время как обычное колесо пришло бы в негодность уже после нескольких километров пути. В шинах Run Flat применяется утолщенная боковина, которая не позволяет ей деформироваться даже при полной потере давления. К сожалению, помимо описанных преимуществ есть и недостатки: высокая стоимость и большая жесткость по сравнению с обычными шинами. Кроме того, для безопасной эксплуатации шин Run Flat необходимо наличие в автомобиле системы контроля давления в шинах и адаптированной под такие шины подвески.
С каждым годом в мире увеличивается количество автомобилей, которые оснащаются шинами с технологией Run Flat. Из автомобильных производителей активнее всего продвигает новую технологию концерн BMW. Большинство своих автомобилей BMW оснащает таким типом резины еще на конвейере, включая и модели под маркой MINI.
Внедорожные шины
Если вы любите испытывать автомобиль в условиях серьезного бездорожья, то этот тип шин для вас. Главное отличие внедорожных шин — это высокий и глубокий профиль резины. Это позволяет шине буквально вгрызаться в дорогу, не буксовать на глинистых участках и карабкаться по крутым склонам.
Езда на высокой скорости по ровной дороге на таких шинах будет не совсем комфортна, так как глубокий протектор плохо держит дорогу и быстро стирается. Более того, очень сильно увеличивается тормозной путь автомобиля.
Летние и зимние шины
Одним из главных свойств шин является их сезонность.
По сезонности шины делятся на 3 типа:
Летние
Зимние
Всесезонные
Это три абсолютно разных продукта как по свойствам резины и технологии их производства, так и по своим главным задачам, которые шины должны выполнять в разных климатических условиях. Наши автомобили не должны зимой ездить на летних шинах и наоборот, так же как и мы с вами, не носим летом валенки, а зимой босоножки. Нужно помнить, что зимой, автомобиль обутый, даже в дешевые зимние шины, будет ехать лучше, чем на самых дорогих летних колесах.
Основная задача летней шины обеспечивать максимальное сцепление шины с дорогой, а соответственно и безопасность движения. Летние шины имеют хорошую износостойкость и высокий индекс скорости. Но при температуре воздуха ниже +7 любая летняя шина начинает замерзать (дубеть) и теряет свои сцепные свойства. Это приводит к значительному увеличению тормозного пути и намного ухудшает управляемость. В таких случаях о нас позаботится зимняя резина.
Состав зимней резины более мягкий и шина не «дубеет» в холодную погоду. Протектор зимней шины даже на ощупь будет значительно мягче летней. Главное отличие зимней шины — это большое количество ламелей — узких прорезей в рисунке протектора. Благодаря ламелям шина имеет хороший контакт с дорогой даже на снегу и льду. Но такая резина начинает быстро изнашиваться на сухом асфальте и при температуре воздуха выше +9 в силу своей мягкости. С приходом весны не стоит затягивать с переобуванием на летнюю резину.
Для суровых зим существуют шипованные зимние шины. Использовать такие шины нужно, только в действительно сложных условиях. Кроме того, шипы запрещены во многих европейских странах, так как они наносят вред дорожному покрытию. Тем более, что современные дорогие зимние шины неплохо справляются со снегом даже без шипов.
Основными достоинствами шипованной шины, являются хорошие показатели на голом льду и накатанном снегу, однако на чистом асфальте её показатели заметно хуже, чем у нешипованной.
На особенно сложных заснеженных участках на помощь зимним шинам могут прийти цепи противоскольжения. Цепи противоскольжения являются важной частью зимнего снаряжения. Некоторые модели можно использовать и по бездорожью, грязи, песку, гравию. Фиксируются на ведущих колесах автомобиля. При езде с цепью максимальная скорость движения автомобиля 50 км/ч.
Всесезонные шины являются компромиссным решением для стран с очень мягкими зимними условиями. Грубо говоря, у такой шины одна половина протектора зимняя, а другая летняя. Всесезонная резина вызывают наибольший интерес у многих автовладельцев. Кстати, впервые серьезное внимание на разработку всесезонных шин обратили внимание поставщики «АвтоВАЗʼовской резины» — они разрабатывали подобные шины, а иностранные производители автомобильных шин подхватили эту идею с не меньшим интересом. Конечно высочайшую безопасность в снег или в проливной дождь всесезонные шины не гарантируют, они скорее предназначены для аккуратной езды в теплую погоду и для коротких аккуратных поездок в зимнее время года. Автомобили комплектуют такими шинами по той причине, что просто неизвестно, в какой сезон проданные авто найдут своего владельца, а также из-за того, что у российских автолюбителей на хорошем счету «внедорожники», где применение всесезонных шин более оправданно. На таких шинах, как правило, присутствую маркировки Al l Seasons («всесезонная») , или Any Weather («всепогодная»), некоторые производители ограничиваются маркировкой вида AS и AW соответственно.
И напоследок, в качестве рекомендации — всесезонные шины — это лишь компромиссное решение и брать его за основу для постоянной езды не очень правильно решение, лучше воспользоваться старым проверенном методом — зимние шины для зимы, ну, а для лета — летние.
Эксплуатация и хранение шин
Обязательно соблюдайте нужное внутреннее давление в шине и проверяйте его хотя бы каждые 2–3 недели. Давление должно совпадать с нормой указанной в инструкции по эксплуатации Вашего автомобиля, также данная норма часто дублируется на внутренней крышке лючка бензобака. Важно помнить, что контроль давления должен производиться на «холодной» шине (через два часа после окончания движения или при пробеге менее трех километров), так как в результате нагрева при эксплуатации, давление воздуха в ней повышается.
Необходима проверка износа шины (замена, если достигнут индикатор износа) и консультация со специалистом по шинам в случае неравномерного износа или разного износа шин установленных на одной оси. Согласно ПДД должна составлять не менее 1,6 мм. Но желательно поменять шины при достижении глубины в 2 мм., а зимние шины следует менять уже при 4 мм. На каждой шине есть индикатор износа, который представляет собой перемычку между канавками протектора или цифры, показывающие оставшуюся глубину в мм. Место, где находится этот индикатор, показывают символы «TWI», «DSI». У компании Michelin на индикатор указывает фирменная эмблема (Бибендум) или снежинка (на зимней резине).
Хранить шины нужно в проветриваемом и сухом прохладном (от +10 до +25С) месте. Шины должны находится в дали от химикатов, растворителей, нефтепродуктов, масел, лакокрасочной продукции, или углеводородосодержащих веществ способными разрушить резину, вдали от каких-либо материалов могущих повредить резину (заостренные металлические предметы и т. д.). После демонтажа шин не забудьте написать на колесах место их установки (переднее правое, заднее левое), чтобы в последствии вернуть каждое колесо на свое место.
Шины без дисков нужно хранить только в вертикальном положении, их нельзя подвешивать или складывать друг на друга. Кроме того, примерно раз в месяц шины необходимо немного вращать, чтобы от нагрузки они не деформировались. А колеса в сборе можно хранить только в горизонтальном положении (в стопке) или подвешенными на крюки.