Работа
Создать сайт можно несколькими способами. При самом простом не нужно знать вообще никаких терминов.
1. «Обычный способ» – заказать разработку сайта веб-студии.
2. Создание сайта без участия веб-студии (программистов и дизайнеров), с помощью конструктора сайтов – например, на таких сайтах, как narod.ru, ucoz.com. Там нужно выбрать шаблон (тему, оформление) из нескольких готовых, добавить свою информацию – и сайт готов. Строго говоря, два термина всё-таки нужны: шаблон и обнародование сайта. То есть регистрировать сайт в поисковых системах всё равно надо, (или надо убедиться, что конструктор сайтов сам способен на такие действия).
3. Ряд «смешанных» способов – например, попытки создать сайт самостоятельно с помощью бесплатных CMS типа Джумлы или Друпала. Способы отличаются большей или меньшей необходимостью вникать в основы веб-разработки.
Ценообразование
Основная дилемма при изготовлении сайта: надо ли заказывать работу специалисту, или вы всё можете сделать сами (используя «полуфабрикаты» из конструктора)? А проблема при этом возникает следующая: вы можете сделать несколько (вариантов) сайтов с помощью бесплатных конструкторов, но потом, при заказе сайта веб-студии, вы всё равно не будете понимать истинной стоимости работы. Потому что конструктор как раз скрывает внутри себя самые существенные детали сайтостроения. Тут кстати можно заказать создание сайтов в Брянске недорого.
Второй вопрос: когда и кому вы платите деньги.
Пример 1. Самое дорогое в сайте – это его содержание, информация, ради которой сайт создан. И если вы, например, помещаете на сайт каталог продукции своего предприятия, то за это содержание вы никому не платите деньги – вы просто копируете на сайт свой прайс-лист.
Пример 2. Вы делаете сайт с помощью конструктора (narod.ru, ucoz.ru), и никому не платите деньги – эти конструкторы позиционируют себя как бесплатные. Вы вносите другую плату – в виде рекламы, которую Ucoz или Narod помещают на ваш сайт без вашего разрешения (точнее, по договору оферты, заключённому вами при согласии пользования конструктором). От рекламы можно отказаться – но тогда надо будет заплатить деньги.
И главный вопрос – за что вы платите веб-студии?
1. Движок (CMS, система управления) чаще всего ничего не стоит веб-студии, так как большинство предпочитает пользоваться готовыми решениями. Либо эти решения бесплатны (Джумла, Друпал), либо за них нужно платить третьим лицам – вы покупаете Битрикс у фирмы 1С, а веб-студия в этом случае только посредник (получает свои проценты от продаж). Если у веб-студии свой движок, он может стоить, например, 1000 человеко-часов (то есть примерно 500 тысяч рублей), и клиентам студия будет продавать его по правилам рынка – то есть по 5-10 тысяч рублей за одну лицензию (дороже просто никто не купит).
2. Самая дорогая работа – это дизайн. Дизайн – это не только красивая большая картинка в «шапке» сайта; это соотношение всех элементов на странице до самой последней буквы, до запятой. Не следует забывать и о «поведении» элементов сайта при действиях посетителей (для активных элементов дизайнер всегда должен создавать два или три образа – простой, при наведении мыши и «активированный» – при щелчке мышью). Строго говоря, сюда можно отнести и типографику – отсутствие «висячих» строк и букв, угловые кавычки… Большинство людей не понимает истинной стоимости хорошего дизайна, поэтому клиенты стараются сэкономить в этой части, а веб-студии попросту исключают из разработки «детали», сосредотачиваясь на центральной картинке и логотипе.
3. На втором месте по стоимости стоит «воплощение» дизайна в материал, то есть HTML вёрстка. При хорошем, правильном, тщательно проработанном дизайне вёрстка может занимать не меньше времени, чем разработка самого дизайна – потому что для воплощения идей хорошего дизайнера от верстальщика требуется не только много кропотливого, аккуратного труда, но часто и большая изобретательность.
4. Программирование. Это область, которую клиент в состоянии оценить меньше всего. Если дизайн «видно» глазами, и можно судить хотя бы на уровне «нравится» – «не нравится» (зелёный шрифт на красном фоне), то стоимость программирования приходится просто принимать на веру. Сказано, что «модуль гостевой книги» стоит 2000 р., – значит, так и есть, это невозможно проверить. Отчасти сюда студии закладывают мелкие спекуляции (гостевая книга является частью движка и на самом деле ничего веб-студии не стоит). Отчасти сюда входит стоимость работ по «адаптации» программного модуля под нужды конкретного сайта. А стоимость адаптации сильно зависит от качества движка, и при грамотной архитектуре может стремиться к нулю.
Минимальные неизбежные расходы
Вы не можете избежать покупки домена и хостинга (либо покупки с отложенной оплатой, либо оплаты в виде рекламы на вашем сайте) и администрирования домена и хостинга – всё вместе минимум 1.5-2 тысячи рублей в год. В Дизайн-бюро «Модерн» эта работа (услуга) стоит в среднем 2000 р. в год за один домен.
В основном варианте работы (без готовых конструкторов сайтов) вы не можете избежать копирования файлов выбранной CMS на хостинг и конфигурирования движка для ваших конкретных задач. Это работы, которые занимают определённое время (2-3 часа). Сюда же следует отнести создание хотя бы одного, хотя бы «приблизительного» (без участия дизайнера) шаблона – определить, в каком углу будет телефон, а в каком логотип и зафиксировать эти решения в HTML. Это ещё 1-2 часа. Всё вместе (если вы заказываете работу, а не делаете сами) потянет на 2-3 тысячи рублей.
Таким образом, чтобы начать работу с сайтом, вам понадобится такая мелкая сумма, что об этом и говорить смешно, – 5000р. Но надо ещё и голодного студента найти. Потому что веб-студии просто невыгодно принимать такие заказы (хотя теоретически вроде бы и рентабельно), на них не разбогатеешь (а сейчас все хотят разбогатеть). Если веб-студия соглашается создать вам сайт за 5000, ищите скрытые платежи (или скрытые мотивы).