Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выступило с критикой окончательного доклада Нидерландов о катастрофе Boeing 777 на Украине в июле 2014 года. Ведомство направило письмо голландским властям, в котором указало «новые важные факты» о крушении пассажирского лайнера на Донбассе.

Послание замглавы Росавиации Олега Сторчевого опубликовано на сайте федерального агентства. «Направляю Вам для рассмотрения и принятия необходимых решений новые важные факты, требующие отражения в окончательном отчете», — говорится в письме, обращенном к председателю Совета по безопасности Нидерландов Тьиббе Яустре.

Как утверждает Сторчевой, российские эксперты после публикации доклада Нидерландов провели ряд дополнительных экспериментов и исследований. Полученные специалистами «новые важные факты», по данным Росавиации, «указывают на необоснованность и недостоверность сведений, приведенных в окончательном отчете» по целому ряду пунктов.

Родственники погибших при крушении MH17 попросили премьера Нидерландов ускорить расследование катастрофы

В частности, в докладе голландская сторона пришла к выводу, что Boeing 777 был сбит на Донбассе выпущенной из произведенного в РФ зенитно-ракетного комплекса «Бук» ракетой 9М38 с боевой частью 9Н314M. В Росавиации этот вывод считают недостоверным. В приложении к письму Сторчевого приводится подробное обоснование позиции ведомства по каждому из пунктов.

Также в Росавиации не согласны с выводом Нидерландов о пространственном положении ракеты относительно сбитого лайнера. Напомним, голландские эксперты установили, что ракета «земля-воздух» взорвалась менее чем в одном метре слева от кабины пилотов Boeing 777. Этот вывод совпал с мнением специалистов концерна «Алмаз-Антей» — производителя «Буков», представившего свой доклад по результатам расследования катастрофы одновременно с Нидерландами.

Из вывода о неверно определенном пространственном положении ракеты вытекает следующее утверждение Росавиации. В ведомстве сочли, что голландские эксперты неточно определили район, из которого в направлении пассажирского лайнера была запущена ракета. В докладе Нидерландов точного места, откуда был произведен выстрел, названо не было. В качестве возможного места был определен участок площадью 320 квадратных километров, в который входит контролировавшийся сепаратистами населенный пункт Снежное, откуда, предположительно, и была выпущена ракета. Заметим, что в этот участок не был включен населенный пункт Зарощенское, откуда была выпущена ракета по версии «Алмаз-Антей».

Необоснованным Сторчевой в своем письме назвал и вывод о вероятном присутствии на востоке Украины «тяжелых» средств ПВО, неподконтрольных украинским властям.

Заключительные выводы Росавиации сводятся к тому, что вывод Нидерландов о том, что MH17 был сбит из «Бука», противоречит ряду других утверждений, приведенных голландскими экспертами в финальном докладе.

Также особое внимание Сторчевой уделил ответственности Украины за катастрофу. В отчете, опубликованном в октябре 2015 года, заявлялось, что украинские власти должны были закрыть воздушное пространство над зоной конфликта в качестве превентивной меры. В Киеве назвали эти выводы безосновательными, а в Москве, в целом раскритиковав голландский доклад, напротив, поддержали этот вывод комиссии.

Однако в письме Сторчевой указал, что этот вывод «выглядит неполным и не отражает объективной картины игнорирования Украиной степени рисков для гражданской авиации после развязывания вооруженного конфликта на востоке страны». «Решение о прекращении полетов гражданской авиации над зоной вооруженного конфликта власти Украины должны были принять еще в апреле 2014 года, после начала активных боевых действий на востоке Украины», — говорится в послании. Как поясняется в документе, именно тогда противостояние «перешло в активную фазу с возникновением зоны вооруженного конфликта, опасной для полетов гражданской авиации».

Таким образом, в Росавиации подвергли критике рассуждения международной комиссии, указывавшей в качестве основания для полного закрытия воздушного пространства лишь гибель самолетов Ан-26 и Су-25 14 и 16 июля 2015 года. В письме Сторчевого подчеркивается, что из-за этого вывод в окончательном отчете об ответственности украинских властей «необоснованно смещается» в небольшой временной диапазон и «связывается с якобы вводом в регион «тяжелых» средств ПВО, неподконтрольных властям Украины».

Напомним, информация о том, что самолет был сбит из «Бука» появилась в день катастрофы, 17 июля 2014 года. Советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко сообщил тогда, что оружие было предоставлено российской стороной, а не захвачено. Он рассказал, что свидетели видели сепаратистов с комплексом «Бук» в день катастрофы. «Сегодня утром местными патриотами было зафиксировано перемещение этого комплекса со стороны Тореза в Снежное», — заявил Геращенко.

Позже один из лидеров украинских сепаратистов дал интервью агентству Reuters, в котором подтвердил, что у представителей самопровозглашенных «народных республик» был зенитный ракетный комплекс «Бук». В марте 2015 года сообщалось, что на месте падения малайзийского Boeing якобы были найдены осколки ракеты «Бука». Также появились многочисленные любительские расследования, основанные на данных из открытых источников.

В январе 2016 года основатель независимой экспертно-журналистской группы Bellingcat Эллиот Хиггинс сообщил, что голландская прокуратура изучает доклад, где содержатся имена и фотографии российских военных, причастных к крушению рейса MH17. Он рассказал журналистам, что речь идет о 20 командирах и солдатах, которые могли знать о передвижениях пусковой установки «Бук», сбившей MH17, согласно отчету Нидерландов.

Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, совершавший рейс Амстердам — Куала-Лумпур, разбился 17 июля в Донецкой области Украины. Все находившиеся на борту 298 человек — 15 членов экипажа и 283 пассажира — погибли. Среди погибших были граждане десяти государств, большинство из них — подданные Нидерландов.