Президент РФ Владимир Путин дал поручение «без резких движений» и
«перегибов» решить ситуацию с цыганской диаспорой тульского поселка
Плеханово, которая устроила в марте «газовый
бунт»
и продолжает жить в самострое, находящемся под
угрозой
сноса. Об этом Путин заявил, отвечая на вопросы на
медиафоруме Общероссийского народного фронта (ОНФ) «Правда и
справедливость», проходящего в четверг, 7 апреля, в Санкт-Петербурге.

«Нужно делать это все спокойно, без резких движений, — цитирует Путина
ТАСС. — За шестьдесят лет это все уже корни большие пустило, перегибов
тоже никаких не нужно допускать. Но нужно навести порядок».

Путин подчеркнул, что глава Тульской области Алексей Дюмин посчитал
важным решить проблему незаконного подсоединения цыган к газовым
трубам: «Наверное, посчитал, что это важно и для самих цыган, которые
там живут, потому что все-таки все должны действовать в рамках закона,
а не под дамокловым мечом возможных санкций со стороны государства.
Нужно все это привести в соответствии с законом».

«Надеюсь, губернатор Дюмин это сделает. Будем ему помогать», — сказал Путин.

По словам президента, наведение порядка важно и для людей, которые живут
рядом с цыганами, потому что «этот газ и некоторые другие ресурсы
потребляются теми, кто незаконно их использует, но платят за них
другие люди». «Это несправедливо, это нонсенс», — заявил он.

В поселке Плеханово проживает около 10 тысяч человек, из них три
тысячи — цыгане. Из 700 жилых домов около 300 принадлежат
цыганам, но только около 70 из них имеют документы на владение
собственностью и, соответственно, могут легально подключиться к
газовой трубе. Остальные подключали газ через незаконные врезки.
Из-за этого, по данным газовой службы, в марте 2016 года там произошла
авария. Когда сотрудники аварийной службы убрали незаконные врезки,
без газа остались сотни домов. В результате цыганская диаспора устроила
бунт, в котором, по разным данным, участвовало от 100 до 300 человек.

Выяснилось, что жители цыганской общины даже не пытались обжаловать
решение суда или узаконить свои дома, которые остаются без газа именно
из-за отсутствия
документов на землю
.

Напомним, что 31 марта постановлением службы судебных приставов
цыганам из поселка Плеханово Тульской области установили
срок до 20 апреля для самостоятельного сноса их домов, признанных самовольными
постройками. После этой даты судебные приставы вновь
придут с проверкой и в случае неисполнения требований привлекут
нарушителей к административной ответственности.

2 апреля в поселке произошел пожар. По сообщению информационного
агентства «Тульская
пресса»
, пожарные спасли 10 детей и пятерых взрослых из
двух загоревшихся домов. Глава администрации Тулы Евгений Авилов
отметил, что этот пожар не первый, но сейчас, по его словам, найдено
понимание с диаспорой: «Мы проводим паспортизацию. В мае состоятся
публичные слушания. Те дома, которые в проект планировки не попадают,
будут снесены. (Цыганские) бароны согласились с таким решением.
Погорельцам мы предложили пункт временного размещения. Пока никто не
обратился».

Кто такой цыганский барон

Цыганский барон (понятие, которым пользуется глава тульской
администрации) — это посредник между цыганской общиной и нецыганами.
Младший научный сотрудник отдела типологии и сравнительного
языкознания Института славяноведения РАН Кирилл Кожанов, специалист по
цыганскому языку, объяснил «Тульским
новостям»
: «В реальности у барона нет безусловной власти.
Просто люди соглашаются, что есть некий человек, который достаточно
мудр, хорошо говорит по-русски, знает законы чуть лучше, хорошо
образован, — он становится представителем для общения с внешним миром:
администрацией, газовой службой и так далее. Его ответственность —
общение между цыганским поселением и окружающим миром. Власть внутри
табора — скорее тоже такая, чтобы заботиться о том, чтобы разрешить
проблемы. Например, суд проходит с участием барона — там есть и другие
люди, которые предложат решение проблемы. Но основное — посредничество
между общиной и окружающим населением».

«Бароны существуют не во всех цыганских группах, сейчас они
сохранились только у котляров, небольшой этнической группы цыган. Само
появление выражения «цыганский барон» имеет курьезное происхождение. В
цыганском языке есть слово «баро» — большой. По-цыгански «большой
человек» — «баро мануш», или еще говорят «наш большой», «наш главный»
— «амаро баро», «наш руководитель». Из-за того, что «баро» было
созвучно более известному для нас «барону», произошло такое
осмысление и наложилось бытующее у нас с послереволюционных времен
представление о бароне как об эксплуататоре», — объяснил Кожанов.