Чтобы усилить контроль за оборотом табачных изделий, правительство задумалосьо внедрении в табачной отрасли аналога ЕГАИС, пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на письмо ассоциации «Табакпром» и Совета по вопросам развития табачной промышленности, направленное в конце декабря вице-премьеру Аркадию Дворковичу.

Сейчас рассматривается возможность использования технологии «Почты России», которая предполагает нанесение RFID-меток на каждую упаковку сигарет. Затраты на ее эксплуатацию могут стоить отрасли минимум 7 млрд рублей в год, что может привести к росту цен.

Табачные компании сравнивают систему «Почты России» с ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной системой), действующей на алкогольном рынке. Ее введение в 2006 году на стадии производства привело к остановке заводов и отсутствию алкоголя на полках.

Из письма табачников следует, что 30 ноября в Минкомсвязи прошло совещание, где обсуждалось внедрение системы учета оборота табачной продукции. Система учета производства и оборота табачной продукции должна начать действовать в России с 1 января 2017 года.

Предлагаемая «Почтой России» система избыточна и «несет в себе серьезные риски нарушения работы всего табачного рынка», написали Дворковичу представители отрасли. В числе таких рисков они называют перебои с поставками продукции, нарушение ритмичности поступлений акцизов в бюджет и дополнительную необоснованную нагрузку на бизнес.

Пресс-секретарь Аркадия Дворковича Алия Самигуллина подтвердила, что в настоящее время письмо прорабатывается в аппарате вице-премьера.

Менеджер одной из табачных компаний, ссылаясь на информацию из ФГУПа, пояснил изданию, что метка для каждой пачки сигарет будет стоить около 5 рублей В 2014 году, по данным ФНС, объем российского табачного рынка составил 315 млрд сигарет.

В этом году, согласно прогнозу Philip Morris International (PMI), он может сократиться на 7%, то есть до 293 млрд штук.

Если метка будет наноситься на блок, в котором десять пачек с двадцатью сигаретами в каждой, и отдельно на короба (в каждом по 50 блоков), то затраты отрасли только на приобретение меток могут составить более 7 млрд рублей в год.

В пресс-службе «Почты России» газете подтвердили, что ФГУП привлечен к проекту по разработке IT-решения для отслеживания перемещения, в том числе табачной продукции. Технология «Почты России» по отслеживанию почтовых отправлений предполагает, в частности, нанесение на товар RFID-меток (метки радиочастотной идентификации), информация с которых считывается сканером.

Использовать такие метки в тестовом режиме для отслеживания входящих международных писем «Почта России» начала в 2014 году.