Автомобиль Rolls-Royce 20/30 Wraith под номером WXA-106 относился к самой ранней серии А 1938—1939 годов (позже были еще серии В и С). Рядный шестицилиндровый мотор объемом 4257 куб. см развивал 105 л.с. при 3500 об/мин. Четырехступенчатая коробка по четкости переключения передач не имела в те времена аналогов в мире. Подвеска передних колес была независимой…
Вдобавок он отличался некоторыми любопытными особенностями. Спереди и сзади машины выдвигалось по два гидравлических домкрата, встроенных в шасси, что упрощало замену колес. Водитель нажимал на специальном пульте на торпедо одну из двух кнопок, чтобы вывесить переднюю или заднюю часть автомобиля. А затем особой рукояткой в несколько «качков» нагнетал жидкость сразу в оба гидроцилиндра.
Рулевое колесо по британской традиции располагалось справа, и рычаги переключения передач и ручного тормоза находились в узком пространстве между правым передним сиденьем и дверцей. Чтобы не мешать водителю, первый был «загнан» почти под подушку сиденья, а второй принял диковинную форму латинской буквы Z. Колесная база машины была очень «длинной» — целых 3454 мм. Автомобиль весил 2140 кг, из них на шасси приходилось 1380. Rolls-Royce Wraith развивал скорость до 130 км/ч и разгонялся с места до «сотни» за 24 секунды. Каждый мог оценить его благородно-старомодную внешность: ЗИМ и «Чайка» были престижнее! И редчайший Rolls-Royce ушел в комиссионный магазин, где по действовавшим тогда правилам «обезлички» он в порядке очереди достался некоему предприимчивому эстонскому крестьянину из Пярну.
У нового владельца был большой огород, с которого он умудрялся получать доход. Ничтоже сумняшеся, эстонец врезал в багажник Wraith деревянный ящик для перевозки овощей. Однако регулярные рейсы на колхозный рынок скоро пришлось прекратить: «родные» 17-дюймовые шины Wraith успели полностью «облысеть», а новых покрышек такого размера советский автопром, увы, не делал. Но и тут хозяйственный эстонский мужичок проявил смекалку, переделав ступицы Rolls-Royce под крепление 16-дюймовых колес от «козла» ГАЗ-69.
В таком виде и обнаружили эту машину в Пярну активисты рижского клуба старинных автомобилей. Изуродованный Wraith приглянулся тогдашнему его председателю и знаменитому автоколлекционеру Виктору Кулбергсу. Он сделал все возможное, чтобы вернуть раритету первоначальный вид, и продолжает до сих пор гордиться своей машиной и проделанной работой. Сведений о том, как проходил торг с эстонским огородником и какую сумму пришлось отдать за автомобиль, история не сохранила.
Источник: www.premierauto.ru