В РБК решили взглянуть на пастырский визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Латинскую Америку с финансовой точки зрения.

Из своей заокеанской поездки предстоятель РПЦ вернулся 22 февраля. За 11 дней он успел побывать на Кубе, где состоялась историческая встреча с Папой Римским, в Парагвае, Чили, Антарктиде и Бразилии. Журналисты РБК попробовали подсчитать, во сколько мог обойтись этот визит. Они не делали выводов о том, за чей счет он финансировался. Напомним, что такие вопросы наблюдатели задавали в 2013 году после визита патриарха в КНР.

«Расследование» велось на основе открытых источников — фото- и видеоматериалов, информировавших о визите. Расчеты сводились к тому сколько могло стоить топливо для самолета, стоянки в аэропорту, а также какова была стоимость перелета в Антарктиду.

Так, было отмечено, что 12 февраля патриарх вылетел из Москвы на Кубу самолетом Ил-96-300 (бортовой номер RA-96018). Это было видно из видеосюжета, показанного по Первому каналу. Согласно информации сайта Russianplanes.net, этот лайнер эксплуатируется с августа 2007 года, текущий эксплуатант — Специальный летный отряд «Россия», который подчиняется Управлению делами президента РФ и обслуживает первых лиц государства. Этим же самолетом патриарх прилетел 14-го февраля в Асунсьон, столицу Парагвая, свидетельствуют фотографии, размещенные на официальном сайте Московского патриархата.

17 февраля патриарх Кирилл прилетел в Антарктиду из аэропорта чилийского города Пунта-Аренас. На фото, иллюстрирующем новость, видно, что патриарх спускается по трапу самолета с надписью Antarctic Airways. Так называется единственная авиакомпания, совершающая перелеты из Пунта-Аренас в Антарктиду.

19 февраля патриарх вылетел из Пунта-Аренас в Бразилиа, столицу Бразилии. По словам одного из членов делегации, перелет осуществлялся самолетом ИЛ-96-300, бортовой номер RA-96018. Борт с этим номером уже упоминался выше. Сайт Flightradar24.com зафиксировал полет самолета с таким номером 19 февраля. Согласно информации ресурса, в 17:38 UTC (14:38 по местному времени) самолет находился над бразильским городом Маринга, а в 18:54 UTC (15:54 по местному времени) сел в столице Бразилии.

20 февраля в 00:05 UTC (21:05 предыдущего дня по местному времени) самолет вылетел из Бразилиа и направился в сторону Рио-де-Жанейро. Правда, из данных Flightradar24.com не было понятно, где самолет сел, отмечает РБК.

Следующий полет борт RA 96018, данные о котором журналисты РБК также почерпнули на сайте Flightradar24.com, совершил 21 февраля. В 20:31 UTC (17:31 по местному времени) самолет вылетел из Сан-Паулу. Этот полет завершился в Москве 22 февраля в 12:08 UTC (15:08 мск).

В управделами президента не смогли оперативно прокомментировать запрос РБК. По словам собеседника РБК, близкого к руководству РПЦ, управделами президента по распоряжению президента страны при необходимости предоставляет патриарху самолет Специального летного отряда. На нем, в частности, предстоятель РПЦ летал в Китай в мае 2013 года. Это, как указывалось выше, вызвало у российской общественности вопросы к статусу патриарха, поскольку официально было подтверждено, что в светском государстве глава одной из Церквей пользуется транспортом за счет налогоплательщиков.

Об этом тогда говорил в интервью «РСН» руководитель пресс-службы патриарха Александр Волков. «Регулярно патриарх никогда не пользуется самолетами государства. И мы всегда находим какие-то возможности, средства для того, чтобы визиты патриарха обеспечивались какими-то частными авиакомпаниями. Самолет был предоставлен для конкретного визита Святейшего патриарха в Китай», — рассказывал тогда пресс-секретарь главы РПЦ. Однако на вопросы корреспондента РБК о нынешней поездке он не ответил.

Отследив основные пункты визита патриарха, журналисты РБК перешли к калькуляции. Расход топлива ИЛ-96-300 — 6,7 тонн в час, перелет от Москвы до Кубы на прямых рейсах занимает примерно 13 часов, оптовые цены на авиационный керосин в этот день — 28 тыс. руб. за тонну. Цены были взяты из нефтегазового еженедельника Thomson Reuters. Таким образом, на перелет в одну сторону было потрачено не менее 2,4 млн руб.

Расстояние между Гаваной и Асунсьоном, по данным сервиса Avia.yandex.ru, — около 6 тыс. км. При крейсерской скорости Ил 96-300 в 850?870 км/ч перелет между этими городами должен занять от семи часов. Авиационный керосин в день перелета стоил 26 095 руб. Это означает, что на перелет могли потратить более 1,2 млн руб. Еще в 0,7 млн руб. мог обойтись перелет из Асунсьона в Пунта-Аренас (расстояние 3,28 тыс. км, при крейсерской скорости 850 км/ч это около четырех часов полета).

Расстояние между Пунта-Аренас и Бразилиа — 4,6 тыс. км. Перелет мог занять около 5,5 часов и обойтись в сумму более 1 млн руб. (оптовые цены на авиационный керосин 15?19 февраля — 27 459 руб. за тонну). Более 183 тыс. руб. нужно было заплатит за керосин при перелете из Бразилиа в Сан-Паулу (более часа полета). Шестнадцатичасовой перелет из Сан-Паулу в Москву стоил еще 2,9 млн руб.

По данным СМИ, патриарха в поездке по Латинской Америке сопровождали 100 человек, эту же цифру РБК назвали два источника в РПЦ. В Антарктиду с главой РПЦ полетели около 30 человек, рассказал собеседник РБК в патриархии. Как сообщили РБК в Antarctic Airways, билеты в Антарктиду не продаются, полет бронируется по индивидуальным запросам. Перелет в оба конца из расчета на одного пассажира обходится в $5,5 тыс., отдельно за фрахт самолета плата не берется. Стоимость перевозки тридцати пассажиров — $165 тыс. (12,58 млн руб. по курсу ЦБ на 17 февраля).

Итог всех рассчетов таков: только на перелеты над Латинской Америкой и Антарктидой в ходе поездки патриарха могло быть потрачено 20,9 млн руб. Еще в несколько тысяч долларов в сутки могла обойтись стоянка ИЛ-96 в аэропортах Латинской Америки. Так оценил это партнер консультационной компании Concours Дмитрий Миргородский. В справочной службе аэропорта Гаваны не ответили на вопрос корреспондента РБК о стоимости обслуживания самолета, на котором в столицу Кубы прилетел патриарх.

К иной категории относятся цифры, приведенные РБК в конце публикации. Они свидетельствую о том, что на Кубе живут 15 тыс. православных, в Аргентине — 150 тыс., в Бразилии — 200 тыс., в Чили — 70 тыс. Таковы данные РПЦ.

Сам патриарх о своем визите в Латинскую Америку сказал, что через такие поездки мир узнает о России и православии.