Дислалия – вариант речевого расстройства, при котором дети в процессе разговора искажают или теряют определенные звуки, смешивают их или заменяют на схожие по звучанию буквы. В большинстве случаев при такой патологии отсутствуют проблемы со слухом или функциями артикуляционного аппарата, также у ребят редко наблюдаются психические проблемы и неврологические расстройства. Дислалия обратима при своевременной логопедической коррекции и постоянных домашних занятиях. В противном случае, при отсутствии грамотной помощи у ребенка высок риск формирования в будущем дисграфии и дислексии (варианты расстройств письменной речи и чтения).

Причины дислалии

Развитие речи у детей происходит по определенным этапам:

  • подготовительная стадия – длится от рождения до 1 года (крики, гуление, повторение слогов и коротких звуков);
  • преддошкольная стадия – включает в себя период жизни от 1 до 3 лет, когда малыш воспроизводит первые слова, учится складывать их в словосочетания, затем в предложения, начинает запоминать термины и смысловые значения определенных названий;
  • дошкольная стадия – от 3 до 7 лет (в этот период ребенок испытывает более всего потребность в передаче информации: рассказать, что увидел, узнал, услышал, благодаря чему речь стремительно развивается, обогащается словарный запас, происходит становление грамматической и лексической стороны речи);
  • школьная стадия – от 7 до 17 лет, в течение которой наблюдается становление громкости, высоты и скорости речи, при этом ребенок ежедневно осваивает новые слова, получает знания, учится взаимодействовать с помощью речевых инструментов с окружающим миром и т.д.

Когда на каком-либо этапе, чаще в течение первых двух стадий, происходят нарушения, развивается дислалия. Причинами могут стать функциональные особенности строения артикуляционного аппарата и зубочелюстной системы, а также психосоциальные и биологические факторы.

Наиболее распространенными функциональными и биологическими причинами являются:

  • укороченная уздечка языка (реже уздечка верхней губы);
  • нарушения прикуса;
  • непропорциональный размер языка;
  • травмы челюсти;
  • инфекционные заболевания, затрагивающие ЦНС и головной мозг;
  • общая задержка психического развития;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • длительно текущие системные заболевания, приводящие к общему эмоциональному и физическому истощению организма.

Не меньшую роль в развитии дислалии играют социальные факторы, в число которых входят:

  • общение в ближайшем окружении ребенка на двух или более различных языках (такое явление называется билингвизмом и чаще всего наблюдается в семьях, созданных разными этническими группами или народностями, при переезде в другую страну для постоянного проживания);
  • речевые ошибки в речи взрослых людей, окружающих малыша, например, когда родители проглатывают окончания, используют много сокращений в общении с ребенком, страдают от заикания, неверно произносят слова и ставят неправильное ударение;
  • постоянное сюсюканье с детьми, использование уменьшительно-ласкательных суффиксов, намеренное смягчение твердых звуков, коверканье слов для подражания детском лепету;
  • дефицит речевых контактов, когда с малышом дома мало общаются, не поощряют пересказы увиденного, не читают книги вслух, при этом возможности поговорить с посторонними людьми ребенок также не имеет, например, не посещает садик и не ходит гулять;
  • педагогическая запущенность, что наблюдается в семьях, где малыш буквально предоставлен сам себе, взрослые не занимаются развитием его речи, не показывают буквы и цифры и т.п.

Гораздо реже встречаются ситуации, когда причиной дислалии становится нарушение фонематического слуха – способности слышать и правильно воспринимать звуки, узнавать и верно воспроизводить их.

Коррекция дислалии

Диагностикой и лечением дислалии занимаются детские логопеды-дефектологи при участии, если это требуется, педагогов, психологов/психотерапевтов, педагогов, социальных работников и, конечно, родственников малыша. Ни один квалифицированный специалист не возьмется сразу исправлять все нарушения разом. Коррекция выстраивается по определенным алгоритмам, но с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

В целом, работу логопеда с детьми, имеющими дислалию, можно разделить на три основных этапа:

  • подготовку;
  • становление первичных навыков произношения;
  • развитие коммуникативных умений.

На каждом этапе применяются отработанные методики воздействия, в число которых входят артикуляционная гимнастика для детей, упражнения на развитие мелкой моторики, занятия по постановке правильного речевого дыхания, проработка различных жизненных ситуаций и т.д. При наличии у ребенка функциональных отклонений проводится соответствующее лечение.