Спустя почти год после включения Крыма в состав России, депутаты решили выяснить, как живется крымчанам в новой стране или, как подчеркивают в Госдуме, после возвращения на Родину. С докладом на Охотный ряд в среду пригласили министра правительства РФ по делам Крыма Олега Савельева. Он признался, что будучи «молодым министром», волнуется выступать перед депутатами, но под конец разговора успокоился и сообщил, что почувствовал себя «в кругу единомышленников».
Депутаты и впрямь старались не обижать Савельева, хотя каждый из них признал, что проблем в Крыму, как говорится, выше крыши, но воз пока и ныне там. Переходный период на полуострове еще не закончился, оперативно удалось лишь решить вопрос с заменой гривен на рубли. «От хождения гривны отказались уже к лету, хотя использовать ее можно до конца 2015 года», — сообщил министр.
Неплохо обстоят дела и с получением крымчанами российских паспортов. По данным министра, по состоянию на 20 января на полуострове было оформлено 1,9 млн российских паспортов, также начали выдавать заграничные. Хотя, по словам депутатов, проблемы возникли у тех крымчан, которые до воссоединения с Россией постоянно проживали на полуострове, но были прописаны в других украинских областях. Теперь им приходится биться за российский паспорт в судах, но исход дела оказывается часто не в пользу заявителей.
С гордостью Савельев сообщил о том, что после присоединения к России зарплата крымчан выросла в 1,5 раза, а в Севастополе — в 1,9 раза. Также были проиндексированы пенсии, теперь их начали пересчитывать в соответствии с российским законодательством. Правда, до сих пор есть проблемы с обналичиванием денег через банкоматы, но министр заявил, что в этом виноваты Visa и Mastercard, которые из-за санкций не хотят работать с Крымом.
О росте цен на полуострове Савельев сообщил лишь вскользь, но либерал-демократ Роман Худяков известил собравшихся, что они выросли на 90%. Основная причина — фактическая транспортная блокада Крыма, но решить эту проблему, судя по всему, удастся еще нескоро. Как минимум к 2019 году Савельев пообещал наладить железнодорожное сообщение с новым субъектом РФ через Тузлу. В целом про Керченский мост в Думе на этот раз почти не вспоминали, хотя тот же Худяков предложил всем депутатам и чиновникам скинуться на первый транш, вычтя 10% из своей зарплаты. А коммунист Николай Коломейцев посоветовал запустить из Армянска в Симферополь электрички. «Добейтесь, чтобы РЖД не сокращало 2 тыс. человек персонала в своем крымском отделении», — обратился он к Савельеву, добавив, что дорогу в Крым надо сделать, как «яичко». «Это первое, что характеризует дееспособность нашего государства», — заметил коммунист.
Помимо транспортного сообщения, российское руководство до сих пор, похоже, не знает и как решить проблему со снабжением Крыма электричеством и водой. «Вся инфраструктура была ориентирована на Киев. Энергетика и связь оказались под угрозой в первую очередь. Мы потеряли доступ ко всем реестрам в один момент, вся украинская система была дистанционно отключена», — лишь пожаловался министр.
Причем проблема, как выяснилось, не только в финансировании Крыма, но и в освоении выделенных средств. Так, единоросс Сергей Тен сообщил, что по итогам 2014 года около 40% федеральных средств — 1,7 млрд рублей, не были использованы в Крыму и Севастополе. «Из 26 объектов капитального ремонта в полном объеме были выполнены работы только по двум», — заметил депутат.
Савельев оправдался необходимостью «перехода на российские стандарты», а также ростом цен на некоторые строительные материалы, которые традиционно поставлялись из Украины.
Неохотно идут на полуостров и инвесторы, которые не хотят создавать себе проблем из-за западных санкций. Хотя совсем недавно в Крыму была создана свободная экономическая зона и, как сообщил Савельев, работая в ней, предприниматели получают шанс сэкономить около 30% инвестиционных затрат.
Планы по развитию в Крыму виноделия, сельского хозяйства, судостроения и туризма также пока остаются мечтами. Тем не менее, говоря о туризме в Крыму, Савельев заверил, что уже к следующему сезону ситуация должна заметно исправиться. По его словам, на полуострове появился спрос на «дорогой и комфортный отдых», а уже к лету планируется завершить работы по увеличению пропускных транспортных возможностей на Керченской переправе и в аэропорту Симферополя. «Сейчас активно строятся новые причалы для паромов, взлетно-посадочные полосы в аэропорту ремонтируют даже ночью», — заверил министр.
Судя по рассказам Савельева и депутатов, ситуация в Крыму не выглядит катастрофичной. Однако сами парламентарии призвали чиновников «не подкачать». «Крымчане поверили в Россию, сегодня на нас лежит ответственность, чтобы это доверие оправдать», — сказал Роман Худяков.
Единоросс Глеб Хор заметил, что расслабляться рано и только депутатам в феврале придется принять солидную стопку очередных крымских законов. Среди них и закон о недропользовании на полуострове. «Министерство природопользования сорвало все сроки предоставления законопроекта в Госдуму. В итоге мы и с отходами ничего не можем делать, ни с добычей, бурение, водоснабжение — нарушаем все мыслимые нормы, потому что закон не действует, а Минприроды в очередной раз нам обещало в ноябре, декабре, вот январь кончился — опять ничего не имеем», — посетовал депутат.
Так что прижиться в России крымчанам, судя по всему, будет нелегко, в том числе из-за традиционных бюрократических проволочек.
Елена Земскова