Из-за грядущих выборов регионы могут оказаться в безвыходной ситуации. К такому выводу, как пишет газета «Ведомости», пришли в международном рейтинговом агентстве Standard&Poor’s (S&P).

По мнению аналитиков, основной причиной увеличения долга станет ухудшение финансовых показателей в 2016-2017 годах из-за замедления роста доходов и весьма вероятного увеличения расходов с учетом электорального цикла — предстоящих парламентских (2016 год) и президентских (2018 год) выборов.

По их расчетам, займы регионов в 2017 году могут достичь 1,7 трлн рублей, а расходы на погашение задолженности — 860 млрд. Суммарный долг российских регионов составит около 4,3 трлн рублей к концу 2017 года, причем в структуре долга будут преобладать коммерческие заимствования, то есть банковские кредиты.

Субъекты РФ могут также решать свои финансовые проблемы за счет выпуска облигаций и бюджетных займов. Но бюджетные займы, судя по всему, привлекают далеко не всех, облигации же — не столь гибкий и выгодный инструмент, как банковские займы.

Прямой долг регионов, таким образом, может достичь почти половины текущих доходов регионов, и перспектив его сокращения пока не видно.

В федеральном бюджете 2016 года на поддержку регионов выделено 310 млрд рублей в виде кредитов. Этого мало, считают в S&P: потребности регионов в рефинансировании на 40% выше.

Кроме того, помощь из Москвы позволяет лишь отложить решение проблемы рефинансирования на 2018?2019 годы, когда наступит срок погашения большей части бюджетных кредитов, отмечают в S&P.

Некоторые регионы могут оказаться в стрессовой ситуации: финансовые рынки и банки не помогут рефинансировать долг, от дефолта смогут спасти поддержка Минфина или жесткий секвестр расходов. Последнее перед выборами невозможно.

По данным Счетной палаты, напомним, в России 76 из 85 регионов имеют дефицит бюджета. В половине регионов долговая нагрузка по состоянию на ноябрь 2015 года составляла более 60% доходов, в 12 субъектах она превысила 100% доходов.

Рост долговой нагрузки на регионы спровоцировали президентские «майские указы» 2012 года. Согласно им, социальные расходы в местных бюджетах выросли в два раза, что в свою очередь вынудило ряд регионов буквально погрязнуть в долгах.

Предстоящие выборы не оставляют возможности сдерживать расходы, и закредитованность регионов будет расти.