|

Сальери был соавтором Моцарта, а не соперником, выяснилось накануне 260-летия зальцбургского гения

Причастность дирижера и композитора Антонио Сальери к смерти его коллеги и конкурента Вольфганга Амадея Моцарта, хорошо подогретая «Маленькими трагедиями» Пушкина, неоднократно опровергалась и в 1997 году даже стала предметом судебного разбирательства. А теперь, накануне 260-летия Моцарта, выяснилось – два музыканта не только не были врагами, но и творили вместе.

Моцарт и Сальери вместе работали над кантатой, которую рыцарь Людвиг Алоис фон Кехель внес в знаменитый «Хронологически-тематический указатель всех сочинений Вольфганга Амадея Моцарта» под номером KV477a, пишет DW-World. Эту кантату обсуждала вся венская пресса той эпохи, однако ноты, казалось, были утрачены бесследно.

Издание текста, принадлежавшего перу легендарного либреттиста Моцарта (а, заодно, и Сальери) аббата Лоренцо да Понте. Артефакт был обнаружен немецким музыковедом и музыкантом Тимо Херманом во время изысканий в музыкальном отделе Пражской национальной библиотеке. Среди списка либретто опер Сальери и его учеников обнаружилась запись с заголовком «Приветствие выздоравливающей Офелии».

Из тридцати пышных строф, написанных аббатом, на музыку положено четыре – первую «озвучил» Сальери, музыку к двум следующим создал Моцарт, а финал принадлежит некоему Корнетти.

Как писал некогда «Венский листок», кантата была создана осенью 1785 года в качестве «радостной песни по случаю выздоровления мадам Стораче». Речь шла об итальянской певице с головокружительным бельканто Анне Стораче (Нэнси Сторас).

Сплетники утверждали, будто у Стораче роман с Моцартом. Так это было или нет, неизвестно, однако никакому сомнению не подлежит тот факт, что когда кайзер Иосиф II узнал, что певицу бьет муж, домашнего тирана выдворили из Австрии по высочайшему повелению.

В июне 1785 года во время спектакля «Несчастные супруги» певице отказал голос. На восстановление ушло полгода, и возвращение Стораче на сцену приветствовала вся музыкальная общественность того времени.

К слову, Офелией в названии кантаты она именуется из-за того, что должна была петь партию этой героини в опере Сальери, однако премьера была отложена из-за болезни.

Ученые полагают, что имя господина Коретти, указанного в качестве третьего соавтора произведения, является псевдонимом некоего высокопоставленного поклонника Стораче. В пользу этой версии говорит любительское качество музыкального текста.

Как сообщается, обнаруженные фрагменты кантаты невелики, однако по ним вполне возможно восстановить исходный нотный текст или написать убедительную импровизацию на тему, заданные Моцартом и Сальери. Этим в настоящее время занимается Тимо Херман. Представить миру считавшееся утраченным произведение он обещает уже в феврале.

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге. Его короткая биография стала предметом множества спекуляций, домыслов и художественных произведений, а музыкальное наследие входит в число признанных шедевров музыкальной истории. Он скончался в возрасте 35 лет, во время работы над знаменитым «Реквиемом».

В официальном свидетельстве о смерти указан диагноз «острая просовидная лихорадка», которую также называют «ревматической воспалительной лихорадкой». При последующих исследованиях был выдвинут ряд других предположений. В том числе допускалось, что композитор умер от лечения, которое включало принятые в то время кровопускания. Большинство ученых полагает, что версия о насильственной смерти, в том числе отравлении от рук Сальери, недоказуема или ошибочна.

468x60 ad code [Article page - Between comment and article]

Комментарии закрыты