Железные дороги России составляют единую сеть эксплуатационной длиной около 90 тысяч километров. За исключением «островных» участков вроде Сахалина, Норильска и вот теперь Крыма, это сплошная связная система. В наследие от Советского Союза нам досталась действующая система пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, работавшая практически на всех участках этой сети.

Больше семи лет назад, будучи редактором проекта «Все электрички России», я делал исследование возможности проехать электричками по сверхдальним маршрутам, например, из Москвы во Владивосток. Тогда это было впролне реально, за 27 дней с 59 пересадками.

В процессе реформы железнодорожного транспорта в начале 2000-х единое Министерство путей сообщения (МПС) было ликвидировано, пригородными перевозками стали заниматься около двух десятков пригородных пассажирских компаний. Была создана система регионального заказа на пригородные перевозки, когда субъект федерации заказывал (и оплачивал в виде дотаций) курсирование поездов по своей территории. Но на практике стройная система оказалась плохо приспособленной к отечественным реалиям. Регионы вполне резонно сомневались в сумме оплаты, выставляемой пригородными компаниями (а им — РЖД), появились злостные неплательщики. Около пяти лет назад начался процесс сокращения объемов движения пригородных поездов, захватывающий постепенно все больше и больше регионов. В последние полгода (с сентября 2014 г.) он принял такой размах, которого наши железные дороги не знали даже в гражданскую войну. И нашумевшая история с отменами электричек в Вологодской и Тверской областях — лишь отдельные эпизоды творящегося беспредела.

Я попробовал проанализировать состояние сети пригородных пассажирских перевозок по имеющимся официальным данным (расписания, опубликованные на сайте ОАО «РЖД» и сервисе «Яндекс.Расписания»). Эти данные включают картину движения на январь 2015 г, дополненную официально объявленными отменами на февраль, но без учета временных отмен летних поездов на зиму (если они не были объявлены как постоянные отмены).

С февраля 2015 г. сеть (если ее можно так называть теперь) пригородных перевозок на железных дорогах России будет представлять из себя 27 не связанных между собой кусочков. Между ними можно проехать только на автобусе или поезде дальнего следования, но не на электричке или пригородном поезде. Самые крупный по объему движения — московский фрагмент, далее следует вытянутый петербургско-екатеринбургский, который легко может распасться на два отдельных с отменой движения в районе Котласа (что чуть было не случилось в начале января).

Надо отметить что 7 из этих 27 фрагментов таковыми являются исторически, и их «островное» положение с последними событиями не связано — это Астраханская область, два фрагмента в республике Коми, район Сургута в ХМАО, два фрагмента на Сахалине, Калининградская область и свежеприсоединённый Крым, не имеющей сухопутной границы с материковой Россией. Сюда же относится и не вошедшая в обзор Калининградская область.

Конечно, на транспортную связность страны эти изменения пока влияют мало — почти всегда можно приехать на поезде дальнего следования или прилететь на самолёте в крупный город и пересесть там на электричку или автобус. Из Москвы в Петербург на электричках ездили немногие. Но вот для жителей небольших посёлков и деревень в местах разрыва сети — там, где на схеме проведены жёлтые линии, всё не так просто. Ведь далеко не везде можно вместо отменённой электрички запустить автобус.

Посмотрим подробнее на части некогда единой системы. Для наглядности была взята «Суперкарта» Дмитрия Зиновьева, с которой были стёрты все линии без пригородного сообщения. По клику на изображение откроется его увеличенная версия.

1. Московский фрагмент. Здесь выполняется около 70% всех пригородных перевозок (Москва и Московская область), также сюда входят регионы Центральной России и части Поволжья.

2. Петербургско-Екатенинбургский фрагмент. Отделился от Московского последовательной отменой электричек (пригородных поездов) на участках Пичкиряево-Зубова Поляна (несколько лет назад), Мучкап-Балашов, Кирсанов-Ртищево, Балашов-Поворино, Поназырево-Шабалино, Вологда-Бабаево, Пестово-Хвойная (2014), Вологда-Буй, Вернадовка-Пачелма, Арзамас-Сергач, Пижма-Ежиха, Угловка-Окуловка (2015). Самый протяженный фрагмент. Если не будет дополнительных отмен, летом можно будет проехать на электричках от Санкт-Петербурга до Кошурниково на востоке Красноярского края через Петрозаводск, Беломорск, Коношу, Котлас и Киров (из Москвы это сделать уже невозможно).

3. Северокавказский фрагмент. Отделился от Московского отменой электричек на границе Воронежской и Ростовской областей (Гартмашевка-Чертково, 2015).

4. Крым. Ну тут всё понятно.

5. Волгоградский узел. Стал островным несколько лет назад с отменой электричек между Овражной и Петровым Валом.

6. Астраханский узел. Островной уже несколько десятилетий — пригородных поездов между Аксарайской и Верхним Баскунчаком нет давно.

7. Пензенско-Саратовский узел. Отделился от остальных в 2014-2015 гг. с отменой пригородных поездов на линиях Балашов-Поворино, Балашов-Мучкап, Ртищево-Кирсанов, Пенза-Рузаевка и Кузнецк-Сызрань. Последняя связующая «ниточка» на участке Пачелма-Вернадовка оборвалась в январе 2015 г.

8. Ульяновский узел. За последние годы из четырех линий, выходящих из Ульяновска, пригородное движение осталось только на одной. Связь с соседними фрагментами потерялась с отменой электричек Сызрань-Инза (2014) и Инза-Рузаевка (2015).

9. Участок Едрово-Старая Русса. Отдельная линия в Новгородской области, часть магистрали Ярославль-Бологое-Псков. Фрагмент потерял связь с остальной сетью в октябре 2014 г. с отменой поезда на участке Бологое-Едрово (от Старой Руссы до станции Дно в Псковской области поезда были отменены годом ранее).

10. Самаро-Уфимско-Оренбургский сегмент. Отделился в 2014 г. с отменой электричек Сызрань-Кузнецк, Сызрань-Инза, а также на участке Айдырля-Картылы. Участок Аша-Кропачёво остался без электричек двумя годами ранее.

11. Печорский участок. Является островным уже несколько десятилетий из-за отсутствия пригородного сообщения на участке Микунь-Сосногорск.

12. Микуньский участок. Короткий участок Миконь-Мадмас на линии Котлас-Воркута. Как и печорский, является островным уже несколько десятилетий.

13. Сургутский участок. Является островным уже несколько десятилетий из-за отсутствия пригородного сообщения на участке Тобольск-Пыть-Ях.

14. Красноярский участок. Островным стал в 2010-2014 гг. с отменой электричек на участках Транссибирской магистрали Мариинск-Боготол и Решоты-Юрты-Тайшет.

15. Иркутский участок. Часть Транссиба и БАМа. Островным стал в 2013-2014 г. с отменой электричек на участках Решоты-Юрты-Тайшет и Мысовая-Таловка (вдоль Байкала).

16. Улан-Удинский участок. Из трех направлений, расходящихся от Улан-Удэ, пригородные поезда остались только на запад, на сравнительно небольшое расстояние до Таловки. Отмены происходили в 2013-2014 гг.

17. Северобайкальский участок. Стал островным в 2012 г, когда в рабочих поезда на БАМе запретили перевозку пассажиров и они были убраны из расписаний на станциях.

18. Участок Казанкан-Таксимо, еще одна часть БАМа. История аналогична Северобайкальску.

19. Читинский участок. Стал островным с отменой электричек Улан-Удэ — Петровский Завод и Могоча-Амазар-Аячи в 2013-2014 гг. Чуть было не исчез совсем 15 января 2015 г (планировалась отмена всех пригородных поездов в Забайкальском крае). В настоящее время эта отмена отодвинута.

20. Сковородинский участок. Стал островным в 2013-2014 г. с отменой пригородных поездов Могоча-Амазар-Аячи в 2014 г. и на территории Амурской области в 2013 г.

21. Тындинский участок. Как часть БАМа, стал островным с запретом перевозки пассажиров в рабочих поездах в 2012 г.

22. Февральский участок БАМ. Ситуация аналогична Тынде.

23. Хабаровский участок. Обособился в 2013 г. с отменой пригородных поездов в Амурской области (да, история с Вологдой не первая).

24. Владивостокский участок. Отделился примерно в 2010 г. — проезд в рабочих поездах в Приморье запретили раньше чем на БАМе.

25. Южно-Сахалинский участок. Линии вокруг Южно-Сахалинска и Холмска.

26. Поронайский участок Сахалина. Не был связан с Южно-Сахалинском пригородными поездами, насколько мне известно, никогда.

27. Калининградская область. Пригородного сообщения с территорией России, также как и соседних стран, нет.