Вряд ли смерть саудовского короля вызвала бы такую бурную международную реакцию, если бы подвластная ему Саудовская Аравия не обладала самыми большими и самыми легкоизвлекаемыми запасами нефти в мире. Эта монархия – главная бензоколонка человечества, и от того, будет ли с ее терминалов бесперебойно отгружаться нефть, зависит судьба всей мировой экономики.

На долю этой пустынной страны с населением всего 26 млн человек приходится 16% всех доказанных мировых запасов нефти – это 260 млрд баррелей, что примерно в четыре раза больше, чем в России. Правда, добывают обе страны более-менее одинаковое количество – около 10 млн баррелей в день. Таких запасов при такой добыче саудитам должно хватить лет на семьдесят и даже более. Себестоимость добычи нефти у них одна из самых низких в мире – около $5 за баррель, так что понятно, почему министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Нуайми в декабре прошлого года говорил, что снижение цены даже до $20 за баррель не заставит его страну снижать добычу. 

Столица Саудовской Аравии – это оазис в пустыне, которая всегда готова его поглотить. Фото: Reuters

Так что за благосостояние этой страны беспокоится не стоит – по крайней мере, пока. Она по-прежнему может поражать мир своими средневековыми законами и суперсовременными градостроительными проектами. И миллионы верных будут пребывать в уверенности, что все это благополучие – следствие благочестивости саудовских правителей. Но даже самому атеистичному уму западного мира трудно не задать вопрос: а случайно ли сложилось так, что столь обширные запасы нефти сосредоточены в мусульманских странах, или даже точнее – в мусульманских странах Ближнего Востока? Возможно, у возникновения и нефти, и ислама есть какие-то общие причины?

Дар верным

Хотя отдельные месторождения нефти разбросаны по всему миру, основные нефтяные ресурсы планеты все-таки сосредоточены там, где живут мусульмане. И если можно спорить насчет стран, которые сравнительно поздно встретились с исламом, то родина и сердце этой религии и всего арабского народа – Аравийский полуостров – просто стоит на нефти.

И это не фигура речи. Граница так называемого «нефтеносного бассейна Персидского залива» на западе проходит у городов Дамаск и Амман, уходит к северу и затем поворачивает на юго-восток, к Оманскому заливу, по территории Ирака и южного Ирана. Затем граница идет на юго-запад, примерно до половины Аравии, и вновь достаточно резко поворачивает на северо-запад, к тому же Амману. Примечательно, что Мекка и Медина вне этой структуры – они стоят на кристаллическом нубийско-аравийском щите.

Богатства Аравии сосредоточены на равнинах близ Персидского залива. Фото: Reuters

Так что, нефть – это действительно дар Аллаха верным? Случайность или в этом есть какая-то закономерность? Фраза, что «нефть – дар Аллаха», стала типовой, ее используют даже вполне светские политические лидеры. По сути, это аналогия таких штампов, как «дар природы» или «божий дар», но есть в ней и определенный научный смысл. Намек на то, что те же самые силы природы, которые подарили Аравийскому полуострову нефть, потом могли подарить и ислам. 

Как образуется нефть

Хотя в настоящее время вновь обострилась дискуссия о происхождении нефти между сторонниками неорганического и органического процесса, в отношении аравийской нефти наиболее вероятной видится научная теория, связывающая ее генезис с движением африканской тектонической плиты.

Когда-то, миллионы лет назад, в земной коре существовали так называемые геосинклинали – участки земной коры, где в течение длительного времени происходил процесс ее прогибания. Эти участки были покрыты водами древних морей, в результате чего там накапливались мощные отложения осадочных пород, весьма обогащенные органикой. Два процесса шли практически синхронно: погружение земной коры и накопление осадочных отложений. Там, где процесс геосинклинального прогиба шел быстро, осадки не успели отложиться в нужном объеме, и сейчас никакой нефти там нет. А вот там, где в меру медленно, – сформировались мелководные моря, буквально кишевшие жизнью.

Со временем осадочные толщи, богатые органикой, постепенно погружались все глубже, где в условиях растущего давления и температуры начался процесс образования нефти из погребенных органических соединений. Параллельно шел другой процесс – образование складок земной коры, разрывов и смещений. Возникавшая в виде микрокапелек нефть, потихоньку мигрируя вверх, натыкалась на непроницаемые пласты пород и заполняла ловушки, которые образовались в результате этих тектонических процессов. Так получались потенциальные месторождения.

А откуда могут возникнуть необходимые складки, разрывы и смещения земной коры? Самая понятная причина – движение материков. Материки в геологическом масштабе довольно подвижны – перемещаются от нескольких миллиметров до десятка сантиметров в год – и склонны то сталкиваться, то раскалываться, как льдины, и разбегаться. Так и Африка, двигаясь на север, закрыла древний океан Тетис. Геосинклинальные отложения стали сминаться и выдавливаться наверх, на поверхность. Пески Аравии – это разрушившиеся от выветривания песчаники мелового периода – эпохи, когда по земле бродили динозавры. И на сравнительно небольшой глубине под ними как раз и собралась нефть.

Когда все сходится

Африка, уйдя на север, открыла возможность для циркуляции океанических вод вокруг Антарктиды, что изменило климат на планете. То есть изменение географического положения Африки и Аравии создало три природных явления: образование нефтяных месторождений на Ближнем Востоке, распространение там песчаных отложений и климат, который привел к образованию гигантских засушливых пространств. Все сошлось в одном месте.

Во времена юрского периода океан Тетис полным ходом накапливал органические отложения

Климатические условия над месторождениями нефти не способствовали появлению плодородных земель, на которых могло бы процветать земледелие. Пустыня разделила части света и оставила людям, жившим на ее границах, маленький выбор способов выжить: кочевое скотоводство и торговлю. Природные условия, образ жизни сформировали характер живущих тут людей.

Если взглянуть на это с точки зрения атеиста, то в этих природных условиях ни один пророк не смог бы добиться успеха, если бы стал проповедовать то, что невозможно физически. Например, обязать людей каждый день принимать ванну из свежей воды. Или сделать домашних животных объектами священного поклонения. Скорее всего, он был бы просто не понят.

Приверженец ислама, в свою очередь, видит смысл в действиях Всевышнего, который в своей неизреченной мудрости все устроил наилучшим образом. Создав людям Аравию, он не бросил их на произвол судьбы. Он дал им верблюда и лошадей. Он дал им воду под песками, чтобы напоить скот и людей. Финиковые пальмы.

При этом, наставляя людей на путь истинный, он не призывает их делать что-то такое, что будет для людей вредно и опасно, – например, молиться днем и непременно под открытым небом или еще каким-то иным образом, вредным для здоровья человека. Не стоит забывать, что ислам – это и свод правил, описывающих всю жизнь мусульманина, в том числе и ее бытовые элементы.

То есть можно сделать такой вывод: независимо от того, как появился наш мир, его геология определила природные условия; природные условия в свою очередь предопределили образ жизни людей и их мировоззрение, ну а дальше религия неизбежно должна была соответствовать этому образу жизни и мировоззрению.

Из-за природы

В определенной мере последователи монотеистических религий (иудаизма, ислама, христианства) смотрят на связь окружающей среды и догматов веры, определяющих их стиль жизни, более логично, чем атеисты и агностики.

Мир таков, каков он есть. Вы можете сколько угодно дискутировать о том, почему он такой, но в масштабах человеческой цивилизации его законы, по сути, константа. На территории, в недрах которой находится нефть, арабский народ со всеми его традициями и укладом жизни не мог быть иным. И хотя ХХ век изменил устоявшиеся традиции и сделал нашу экономику глобальной, а мусульмане сейчас живут на всей планете, все же именно в Аравии находятся их главные святыни: Мекка и Медина. И как видим, совпадение места проповеди пророка, ареала арабского расселения и нефтяных месторождений Ближнего Востока совсем не случайность.

Разумеется, нефть есть и в других местах земного шара. Но именно в этом регионе издревле наблюдались естественные выходы на поверхность нефти и газа. Само слово «нефть» имеет арабо-персидские корни. И именно здесь стала возможной легкая и крайне эффективная добыча этого сырья. На Земле в силу геологических, климатических и географических факторов трудно найти иное место, более удобное для разведки, добычи, перекачки и отгрузки нефти, чем регион Персидского залива.

Но вот чем явится в итоге нефть для арабского мира – благословением или проклятием, сказать очень трудно. Скорее всего, это тот самый шанс, который может помочь либо решить проблемы, либо увлечь в пучину несчастий – в зависимости от того, как им распорядиться. Впрочем, это касается не только арабов.

 

Константин Ранкс