В министерстве связи и массовых коммуникаций РФ выступили против законопроекта, приравнивающего новостные агрегаторы к средствам массовой информации, который ранее внести на рассмотрение в Госдуму представители нижней палаты парламента.

Авторы поправок к закону «Об информации, информтехнологиях и о защите информации» и к Кодексу об административных правонарушениях заявили, что ранжирование новостей, определяющее информационную повестку, должно предусматривать ту же ответственность, что и изготовление новостей. И, соответственно, к новостным лентам, к примеру, в Google и «Яндексе», должны быть предъявлены те же требования, что и к СМИ.

Однако, как заявил замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин, «эта идея нам не нравится», хотя законопроект в ведомстве еще не видели, и туда он официально не поступал, сообщает «Интерфакс».

По словам Волина, никаких консультаций с Минкомсвязи авторы проекта не
проводили, при этом Роскомнадзор (подведомственная Минкомсвязи
организация) заявлен в законопроекте в качестве контролирующего органа. «Мы считаем, что если довести эту идею до логического конца, то с
таким же успехом к СМИ можно приравнять и газетные киоски. Мы же видим в
витрине киоска обложки газет и журналов, и можем прочитать на них
заголовки новостей — чем не новостной агрегатор?» — сказал Волин.

А вот советник президента РФ по проблемам интернета Герман Клименко считает, что «новостные агрегаторы — это новая форма СМИ». «Нужно ли их лицензировать как СМИ, я не знаю. Но если бы мне завтра потребовалось зарегистрировать новостной агрегатор в качестве СМИ, то я мог бы это сделать», — заявил он РБК, уточнив, что «если в агрегаторе показывают новости только лицензированных СМИ, то больше ничего не требуется, так как ответственность за информацию несет то СМИ, которое опубликовало новость». Что касается блогов, которые не подпадают под определение СМИ, то тут, по словам Клименко, возникает спорная ситуация, так как они «могут условно писать все, что угодно в рамках Уголовного кодекса».

Ранее «Коммерсант», сообщая подробности внесенного в Думу законопроекта, сообщал, что предложенные поправки вводят «особый правовой режим для интернет-ресурсов, которые собирают, обрабатывают и распространяют информацию» (для агрегаторов с количеством пользователей более 1 млн в сутки). Депутаты решили обязать агрегаторы новостей, под определение которых попали до 30 крупных компаний («Яндекс», Mail.ru, Google, Rambler, «ВКонтакте», «Спутник», Facebook, Twitter и др.) «проверять достоверность распространяемой общественно значимой информации», в том числе источником которой является СМИ, и предполагает внесудебное «принятие мер по пресечению распространения недостоверной информации» по жалобе уполномоченных органов. Кроме того, агрегаторы «должен быть национальным юридическим лицом, иностранное участие в котором возможно в размере не более 20%».

Напомним, в 2014 году депутат Андрей Луговой уже предлагал приравнять «Яндекс.Новости» к СМИ. Однако эта идея так и не была воплощена в жизнь — возможно, потому, что власти научились манипулировать роботом Яндекса.