Министр культуры Владимир Мединский опроверг заявление художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина, сделанное им в интервью «Эху Москвы», о том, что пьесы современных драматургов в обязательном порядке должны проходить контроль общественного совета Минкульта.

Фокин рассказал «Фонтанке», что Мединский позвонил ему и уверил, что никакой цензуры со стороны руководимого им учреждения не существует. «Я попросил «Эхо Москвы» донести до читателей поправку к моему выступлению. Дело в том, что не так давно мне позвонил Владимир Мединский и сказал, что очень удивился бурному обсуждению вопросов цензуры со стороны Минкульта, которое развернулось в интернете после моего выступления», — сказал худрук Александринки.

По словам Фокина, министр в телефонном разговоре подчеркнул, что никакого обязательного цензурирования пьес молодых драматургов Министерство культуры не проводит и проводить не собирается. Если были какие-то звонки в театр из Минкульта, то это частная инициатива чиновников, о которой Мединскому ничего не известно, пояснил худрук.

Ранее в интервью «Эху Москвы» худрук Александринки сообщил, что каждое новое произведение драматургов оценивает общественная комиссия при Министерстве культуры. Фокин отметил, что от чиновников зависит, будет ли пьеса поставлена в театре. При этом на классические литературные произведения цензура не распространяется.

Между тем Владимир Мединский весной прошлого года заявил, что в российском театре «свобода творчества не ставится под сомнение», и пообещал не возвращать худсоветы в театры и не вводить процедуру предварительного просмотра спектаклей перед показом. В то же время всего через несколько дней после этого заявления министр одобрил создание худсовета в Псковском академическом драматическом театре имени Пушкина, артистам которого не понравился спектакль «Банщик» — с нецензурной бранью и обнаженной натурой.

Несмотря на заявления министра культуры о полной свободе творчества, факты свидетельствуют, что цензура в российских учреждениях культуры все же существует. Так, ее результатом стало снятие с репертуара Новосибирского театра оперы и балета оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер». Некоторым представителям общественности не понравилась трактовка произведения режиссера Тимофея Кулябина — в постановке рыцарь Тангейзер превратился в кинорежиссера, а Иисус Христос стал героем эротического фильма.

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон обратился в прокуратуру, которая возбудила административные дела в связи с «осквернением предметов религиозного почитания» в отношении Кулябина и бывшего директора театра Бориса Мездрича. Позже Мировой суд отказался привлечь их к административной ответственности за оскорбление чувств верующих, не найдя состава правонарушения. Тем не менее в марте 2015 года Мездрич по решению Минкульта был отправлен в отставку, а его место занял руководитель Михайловского театра в Санкт-Петербурге Владимир Кехман, который первым делом снял «Тангейзера» с репертуара.

Имеются и другие проявления цензуры: в частности, недавно на телевидении запретили передачу «Бесогон» режиссера Никиты Михалкова, а «Винзавод» решил выселить галериста Марата Гельмана после аукциона в поддержку политзаключенных.