Средневековое искусство немного странное. В большой и дружной семье истории искусств это что-то вроде престарелого дядюшки-наркомана, который живет в подвале с кошками и ходит в одних трусах. Мы все очень гордимся замечательными произведениями, которые подарила нам эпоха Античности, эпоха Возрождения и так далее, но, когда дело доходит до промежутка от 1000 до 1500 года нашей эры, мы все вдруг начинаем стеснительно кашлять и пытаемся аккуратно и незаметно сменить тему. И именно это делает средневековое искусство таким замечательным.

В течение более 500 лет художники не пытались убить себя перед камерой, прибить себя за мошонку к брусчатке Красной площади или убедить зрителей в том, что краска, которую они бесформенными подтеками вылили на холст, символизирует что-то еще, кроме отчаянной паники из-за приближающегося дедлайна. Многие из средневековых художников были просто скучающими монахами, которые ковырялись в древних книгах, чтобы скоротать время, а когда становилось совсем невмоготу, они принимались творить…

Кролики-убийцы

Средневековые монахи создавали «священные манускрипты» и книги, в которых каждая страница была заполнена различными прекрасными произведениями искусства. Иногда в таких изданиях на целых страницах изображались цветы и плющ; добавлялись глубокие философские мысли, которые шли наряду с интересными историями и рассказами, и многое другое. А иногда они рисовали просто кроликов, которые разбивают голову. Кролики, которые наносят вред человеку – это, на самом деле, весьма распространенная тема в средневековом искусстве, и никто по факту не понимает, почему.

Есть иллюстрации, где эти «милые» животные сражаются в битвах, убивают рыцарей, похищают женщин, избивают и убивают людей при помощи топора. То, почему именно кролики являются по факту Средневековыми серийными убийцами, может объясняться тем, что скучающие монахи, которые бродили по полям, просто от скуки рисовали спокойно пробегающих мимо них животных, только в весьма извращенной форме.

Они думали, что кролики, таким образом, мстят людям за их отлов. Именно поэтому появилось много различных иллюстраций, которые олицетворяют неизбежные восстания кроликов. Но стоит заметить, это всего лишь теория. На самом деле, никто не знает, правда ли это или нет, но «кролики-маньяки» никуда не делись.

Коты, которые вылизывают свои задницы

Иллюстрации с котиками существовали намного раньше, чем появился интернет. Средневековые художники рисовали массы различных картинок милых и красивых котиков, в принципе, как и сегодня. Но одно отличие есть. Художники не особо концентрировались на их «ми-ми-ми-шности». Они считали, что есть только один момент, который достоин того, чтобы его зарисовали, и это тот момент, когда кот или кошка вылизывает свою промежность. Средневековая эпоха оставила нам весьма объемную коллекцию иллюстраций котов, которые облизывают свои собственные гениталии, и иногда они были уж больно реалистичными.

Но в большинстве случаев котов изображали этаким кругом, в котором явно было виден язык животного и его анус. До наших дней сохранились изображения этих милых созданий и в черновом варианте, и на полноценных картинах. Художники также рисовали таких животных рядом с Иисусом Христом. Один монах даже нарисовал такой образ в иллюстрированной копии Библии, когда Христос воскресает, а рядом с ним сидит кот и вылизывает себе задницу.

Женщина верхом на Аристотеле, как на пони

Греческий философ Аристотель появляется на многих картинах, но в течение короткого периода, который был в начале эпохи Возрождения, художники решили придать его образу некую экстравагантную изюминку, поставив его в прямом смысле этого слова в весьма специфическую позу. В течение нескольких лет многие художники создавали разные картины, сюжет у которых был один: Аристотель на четвереньках, а сверху сидит пышнотелая дама, которая управляет им, как пони.

В зависимости от художника, у философа во рту могла быть пририсована уздечка. Иногда пышнотелая дама даже замахивалась на него хлыстом. Но, в целом, если охарактеризовать картины в общем, то задумка была одна – обнаженная полная женщина, шлепающая отца научной мысли по заднице или же по спине. Похоже, это был какой-то странный фетиш. Все картины были написаны из-за популярной истории о жене Александра Великого, которая обманула Аристотеля и залезла на него, чтобы прокатиться на философе, как на пони.

Похоже, это тот креатив, до которого средневековые учителя додумались, чтобы сделать свои рассказы хоть чуточку интересными для детей. Мораль этой истории заключалась в том, что женщины – это злые соблазнительницы, и нам всем необходимо воздержаться от плотских удовольствий. Средневековые художники продемонстрировали всему миру, что они были выше похоти, рисуя картины обнаженной дамы, избивающей парня, пока она каталась на нем, как на пони.

Часть вторая

Какую бы эпоху вы не стали изучать, в ней всегда будет много интересного и странного. Но, если разбирать Средневековье, то, пожалуй, это самая странная веха в истории человечества в принципе. В прошлой части статьи мы рассказали вам несколько фактов об искусстве того времени, но, если вы думали, что на этом мы остановимся, то глубоко ошибались.

Во второй части статьи мы решили вас порадовать еще несколькими интересными моментами из мира искусства Средних веков.

«А ты насадишь на свое копье мою улитку?»

Одна из самых странных вещей, которую монахи любили рисовать на полях в книгах, это ожесточенные бои между рыцарями и улитками. Между 13 и 14 веками иллюстрации и полноценные картины, на которых изображались рыцари при полном обмундировании, доблестно сражавшиеся с улитками, стали весьма странным образом все больше и больше распространяться. «Вы практически всегда можете увидеть такие весьма странные иллюстрации на полях готических манускриптов. И имейте ввиду, что такие изображения встречаются повсюду. Они везде, господа!» – говорил один ученый. Никто до конца не понял, почему монахи рисовали такие картины, но, невзирая на это, многие ученые пытались понять их смысл или тайное значение.

Они прорабатывали каждую идею, которая приходила в голову. Некоторые считают, что борьба с улитками – это некая аллегория социальной борьбы, дискриминации или отчаянной борьбы человека с неизбежной смертью – и все это вполне вписывается, но есть более легкое объяснение. Быть монахом в 14 веке невероятно скучно. Если бы вам пришлось потратить свое время, а, если быть точнее, то много времени, на копирование всей Библии вручную, вы, вероятно, тоже начали бы рисовать некоторые довольно странные вещи.

«Кто наставил Моисею рога?»

Долгое время у людей была странная привычка рисовать картины, на которых изображался Моисея с рогами, растущими из его головы. Несмотря на то, что это уж больно инфернальная штучка не слишком идет парню, который вывел евреев из Египта, на протяжении многих лет Моисея по непонятным причинам изображали исключительно с рогами. Так поступал даже Микеланджело. И нет, это делалось не по тому, что люди хотели выставить Моисея в дурном свете или что-то типа того. Все просто. Они на самом деле думали, что у парня правда были рога.

В большинстве версий Библии говорится, что, когда Моисей спустился с горы Синай с Десятью Заповедями, его лицо было «сияющим». Но исходное еврейское слово «керен» может означать либо «луч света», либо «рог». Таким образом, в Библии на самом деле могло быть сказано, что у Моисея были рога. В Средневековую эпоху была напечатана копия Библии, в которой говорилось, что Моисей спустился с рогами на голове. Это звучит безумно, но некоторые люди все еще думают, что это правильный перевод. Итак, кто знает, возможно, старые художники были правы. Возможно, Моисей действительно был немножко рогатым.

Мария Магдалина и эта щекотливая проблема эпиляции

Когда готические художники рисовали Марию Магдалину, они делали ее похожей на бигфута, только с привлекательным лицом. Мария на их рисунках выглядела так, словно последние несколько лет каждый вечер принимала ванну с шампунем от облысения. Да, все тело женщины, которая любила Иисуса, было покрыто густыми шелковистыми локонами. И опять-таки, это не был какой-то странный средневековый фетиш на волосатых женщин. Они действительно думали, что так все должно было быть на самом деле.

В конце концов, на более поздних работах монахи дошли до того, что вся пышная грудь Марии была покрыта красивой густой шелковистой козлиной шерстью. Согласно легенде, Мария Магдалина полностью отказалась от всех земных забот после смерти Иисуса. Она перестала купаться и переодеваться, и, в конце концов, ее одежда стала настолько потрепанной, что она просто сгнила.

Чтобы она не бродила по миру голой, с Магдалиной случилось настоящее чудо, и на ее теле начали расти волосы. Всю оставшуюся жизнь Мария бродила по миру, словно голый грузин, который водил грузовик. И такое изображение Магдалины, по мнению готических художников, было достаточно красивым и захватывающим.

«Ой, меня убили, пойду поем!»

Средневековое искусство часто было наполнено жестокостью. Но, как бы ни была ужасная чья-то смерть, выглядели жертвы очень скучающими. Существуют картины, на которых изображались люди, которых закалывают ножом, у которых из черепа торчит кинжал, или же которым отрубают конечности при помощи топора. Тем не менее, на каждой такой картине жертва выглядит так, будто она изо всех сил пытается сдержать зевок. Теория заключается в том, что все это связано со средневековой концепцией «Ars moriendi» – искусством умирать, которое было связано со сдержанностью. Смерть, по их мнению, была моральным испытанием. Если человек плакал, ругался или же кричал, то это означало, что он непременно попадет в ад. Но, если бы человек мог провести свои последние минуты улыбающимся или откровенно скучающим, то это означало, что он непременно попадет в рай. Весьма странная концепция, не находите? Как можно улыбаться, когда тебя убивают?