Третий Спас, который является последним летним праздником, отмечается 29 августа. Он традиционно имеет несколько названий: Нерукотворный Спас, Холщовый Спас, Ореховый Спас, Хлебный Спас. Все они тем или иным образом связаны между собой и главным символом этого праздника является хлеб.

Разные названия Третьего Спаса связаны между собой

Хлеб, как символ праздника Нерукотворный СпасХлеб, как символ праздника Нерукотворный Спас

Третий Спас, по обычаю православной церкви, отмечается в честь торжественного перенесения нерукотворного образа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь, в Храм Святой Софии. По церковному преданию образ Спасителя был запечатлен на льняном полотне, которым он вытер лицо после умывания. Впоследствии это полотно, с образом Иисуса Христа, исцелило властителя Эдессы Авгарема от смертельной болезни и с этого образа были написаны первые иконы Спаса Нерукотворного.

Название Холщовый Спас этот праздник отчасти получил из-за образа Иисуса Христа на полотне, отчасти из-за того, что конец лета совпадал с периодом ярмарок, на которых продавались домотканые холсты, полотна и одежда. После удачно собранного урожая люди старались приобретать к празднику обновки для всей семьи.

Есть у этого праздника и такое название, как Ореховый Спас. Оно связано с окончанием созревания орехов в лесу и их сбором для заготовки на зиму. Собранные орехи по обычаю святили в храме, использовали в качестве угощения и добавляли в выпечку, которую ставили на праздничный стол. По существующей старинной примете, хороший урожай орехов в текущем году предвещает хороший урожай хлеба на следующий год.

Хлебный Спас самое символичное название последнего летнего праздника

Хлеб, как символ праздника Нерукотворный СпасХлеб, как символ праздника Нерукотворный Спас

Третий Спас совпадает с окончанием жатвы пшеницы, поэтому хлеб всегда считался символом этого праздника. В старину к Нерукотворному Спасу всегда пекли хлеб из зерна урожая, собранного в этом году. Хлеб обязательно освещали в церкви и читали молитву, благодарили Бога за урожай. Существовали обряды, посвященные последнему хлебному снопу. Сноп формировали в образе женщины, одевали в женские одежды и приносили к праздничному столу с песнями и плясками.

Перед началом посева озимых, который совпадал с Третьим Спасом, всегда читали молитву, благодарили Бога за хлеб насущный. К этому дню пекли хлеб, который мужчины брали с собой на поле.

Хлеб и сейчас считается символом Третьего Спаса. К этому дню принято печь караваи, булочки и разнообразную сдобную выпечку, освещать ее в церкви, в изобилии украшать выпечкой и орехами праздничные столы, разнообразные хлебные изделия в качестве угощения можно раздавать близким, родственникам и соседям.